1000 dosok

50 лет каналу


Леонид БАТАЛОВ:
«С каналом связана вся жизнь»
50 лет назад 11 февраля 1962 года в населенный пункт Калкаман прибыл десант экскаваторщиков из шести человек. Так началось строительство канала Иртыш-Караганда (ныне канал им. К.Сатпаева). В числе первопроходцев был лауреат премии Совета Министров СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «Құрмет» Леонид Иванович БАТАЛОВ, впоследствии на протяжении многих лет — директор знаменитого рукотворного гидросооружения.
— Леонид Иванович, поздравляем со знаменательным событием. Нынешний год пройдет под знаком 50-летия начала строительства канала имени Сатпаева. С чего все начиналось? Как возникла идея сооружения канала?
— Идея принадлежала академику Сатпаеву. Не зря теперь канал носит его имя. Регион богат полезными ископаемыми, но для того чтобы начать разработку месторождений, необходимо было создать условия для жизни и работы. А вода — главное условие. Академик долго доказывал свою правоту, ходил по инстанциям и в 1960 году доказал.
— Что больше всего запомнилось по приезду в Калкаман?
— Нас, шестерых экскаваторщиков, перебросили сюда с Бухтарминской ГЭС, где мы работали в СУ-1 «Иртыш ГЭС Строй». Седьмым был начальник участка Николай Константинович Марчуков. Приехали в жуткий холод, поселились в убитом бараке. Но все были молодые, на трудности внимания не обращали.

   — Это легенда или правда, что первый ковш земли на месте будущего канала выбрал именно Баталов на своем экскаваторе?
— Правда. Вот и фотография есть. Это было 20 июня 1962 года на 62 километре трассы в районе автодорожного моста поселка Калкаман.
— Канал в сегодняшнем виде полностью соответствует первоначальному проекту?

   — Нет. Было несколько вариантов. Остановились на варианте Михаила Инюшина, начальника Иртышского «ГЭС Строя». Начали строительство от речки Белой, протоки Иртыша, и повели на Караганду. При этом проектная группа постоянно что-то дорабатывала. Были курьезы: выставили колышки разметки направления канала, оказалось — не в ту сторону...
— Рассказывают, что канал во времена строительства был одним из самых человекоемких производств.

   — В стройке находилось до 32 тысяч человек. Основные строители, население, две комендатуры (женская и мужская) заключенных. Да и после ввода в эксплуатацию в том же поселке Шидерты населения было гораздо больше.
— Леонид Иванович, уже несколько лет идут разговоры о том, что Иртыш мелеет. Причем, убедиться в этом можно, не производя каких-то специальных исследований. Достаточно взглянуть на пойму с высоты автомобильного моста при въезде в Павлодар: Иртыш зарос островками, кустарником, давно прекращено серьезное судоходство в этом районе. Как это может сказаться на водопотоке канала?
— Это не так. Одно дело, что Иртыш на этом отрезке, действительно, не чистят, как раньше, не углубляют, не поддерживают акваторию в прежних границах. Но объем проходящей воды и в Иртыше, и в канале уменьшился всего на каких-то 50 кубометров в секунду. Возьмем цифры августа. Если раньше водопоток был порядка 740 кубометров в секунду, то теперь 680-690. Эти якобы потери связаны в том числе и с тем, что теперь из Иртыша берут воду и Восточный Казахстан, и Семипалатинск, и с тем, что зимы стали менее снежными... Мы часто, не зная истинного положения вещей, например, обвиняем КНР в том, что они «зарегулировали» Черный Иртыш. Но с китайцами у нас все оговорено, подписаны соответствующие контракты, мы взаимно контролируем водопоток Иртыша. Эти разговоры про катастрофически мелеющий Иртыш — из области фантастики. Канал будет снабжать нас водой долгие годы, если мы будем относиться к нему бережно: чистить, разводить породы рыб, которые уничтожают водоросли, и так далее. В таком деле нужна жесткая хозяйская рука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий